"Xinhuanet", Китай
В свое время русские очень любили читать. В домашних библиотеках 140 миллионов жителей страны хранилось 20 миллиардов книг, в среднем в каждой семье было по 300 книг. Русских называли 'самой читающей нацией в мире'.
Несколько лет назад, приехав в Москву в командировку, я спустился в метро. Было такое ощущение, что я попал в передвижной читальный зал: женщины и мужчины, старики и молодежь - большинство пассажиров были поглощены чтением газет или книг. Так было не только в метро. В аэропортах, на вокзалах и причалах, в кафе и парках повсюду можно было встретить читающих людей. Русские не без гордости говорили: 'Чтение - это наша национальная черта, своего рода культурный досуг. Чтение - неотъемлемая часть нашей жизни'.
Времена меняются. Россиян все меньше привлекает чтение. Недавно в Москве прошла 2-я Всероссийская конференция 'Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы'. Выступая на ней, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский сказал: 'Сегодня 46% россиян вообще не читают книг, у 60% больше нет 'домашних библиотек', только 8% семей, в которых есть дети, сохраняют традицию чтения. Это напрямую ведет к культурной катастрофе!'.
Помощник президента России Джахан Поллыева: 'Мы считаем себя самой читающей нацией, однако в настоящее время постепенно утрачиваем привычку читать'. Один мой русский приятель сказал так: 'В последние годы пристрастие молодежи к чтению слабее, чем в прежние времена. В руках у молодых людей вместо книги все чаще оказывается бутылка с пивом'.
В последние годы в России по сравнению с советскими временами значительно возросло и количество издательств, и объем издаваемой литературы. Вместе с тем, большое число россиян не любят ходить в книжные магазины, а многие после окончания школы так и не прочли больше ни одной книги. Даже если молодые люди учатся, они читают в основном специальную, справочную или уч*цензура*ю литературу. По статистике из достоверных источников, в России каждый год число потребителей традиционной печатной продукции сокращается на 2%. Если эта тенденция продолжится, то через 8-12 лет 'чтение' как один из видов культурного досуга в России совсем исчезнет. Ученые из российской Академии общественных наук подчеркивают, что это 'опасный симптом' изменений в моральной и нравственной системе общества: если нация перестает читать, неминуем крах системы национальных ценностей.
Правительство страны весьма озабочено сложившейся тенденцией. Более того, видит в этом серьезную социальную проблему. В 2006 году на правительственном уровне была принята специальная Национальная программа поддержки и развития чтения. 2007 год был объявлен в России Годом чтения. Эти меры были направлены на повышение интереса молодых россиян к чтению книг, на то, чтобы 'чтение книг снова вошло в моду'. Кроме того, для предотвращения 'кризиса чтения' правительство учредило 'Национальные принципы чтения', призванные с юридической точки зрения гарантировать увеличение числа читателей.
Сто лет назад великий русский писатель Чехов сказал: 'Ученье - свет, а неученье - тьма. Читайте!' (прим. переводчика: Про свет и тьму сказал вовсе не великий русский писатель Чехов, а великий русский полководец Суворов. А вот по поводу необходимости любви к книгам высказывался в свое время Горький - не менее великий и не менее известный китайцам русский писатель). Однако сегодня необходимо заново разъяснить молодым россиянам глубокий смысл этого высказывания, и правительству страны придется приложить к этому серьезные усилия.
Гуань Цзяньбинь - корреспондент 'Синьхуа' в Москве
Перевод: Ирина Искакова, 'РИА Новости', специально для ИноСМИ
отсюда
и еще оттуда же, но за 2006 год
Россияне уже почти не читают - они пьют пиво
("Handelsblatt", Германия)
МОСКВА. Уткнувшись в 'Преступление и наказание' Достоевского, пассажир катится вниз по бесконечному эскалатору. Не поднимая головы, плывя в людском потоке, он входит в вагон, который несет его от станции к станции, больше похожие на дворцы. Рядом с ним пассажир, одной рукой ухватившийся за поручень, а другой - держащий последний номер литературного журнала 'Новый мир'.
Такими помнят москвичей многие гости России. Но это было тогда. Когда диссиденты еще сидели в лагерях. Или в счастливое горбачевское время, когда было разрешено читать 'Архипелаг ГУЛАГ', а Андрей Сахаров вернулся из ссылки. Это было тогда, когда Россия считалась 'самой читающей страной мира'.
Но все это осталось позади. Кто сегодня отправляется в метро, может стать очевидцем не только бесконечных толп людей, толкотни, беготни и запаха мокрой шерсти, рвотных масс и пота укатанных в толстые меховые пальто протискивающихся людей. 'Депутаты ведь не знают, что происходит в метро в конце недели или утром в понедельник и сколько там выпивается пива. Они же никогда не ездят на метро', - прокомментировало радио 'Эхо Москвы' решение Госдумы наказывать пьющих пиво в общественных местах штрафами в размере 10 евро. 'Похмелиться', - так называется у русских употребление пива по утрам, чтобы легче было избавиться от последствий выпитой ночью водки. А кто захочет или сможет в таком состоянии читать?
Минимум половина россиян не держало в руках ни одной книги по меньшей мере год. Ни одной книги не купили в этом тысячелетии две трети населения страны. 'Книга перестала быть убежищем от репрессий государства', - такой печальный вывод делают специалисты социологического института 'Общественное мнение' по результатам проведенного ими опроса 1500 соотечественников.
После того как коммунистическая конструкция рухнула на головы людей, на Востоке воцарилась капиталистическая суета. Вместо того чтобы спокойно ехать в метро на завод, где из-за дефицита запчастей все равно делать было нечего, сегодня миллионы за штурвалами своих автомобилей пробиваются сквозь пробки на дорогах, перемещаясь с одной работы на другую. Ведь поскольку гарантированные зарплаты государством были отменены, многим приходится обеспечивать себе жизнь различными дополнительными заработками - работая уборщицами, таксистами, читая лекции и т.д.
В результате тиражи книг в России резко сократились - с 1,6 млрд. в 1990 г. до 562 млн. в 2004 г. Рекордсменкой по тиражам является сегодня автор детективных романов Дарья Донцова, выпустившая 99 наименований общим тиражом 18,1 млн. экземпляров. И без того 60% всех изданных книг представляют собой или детективную литературу или дешевые любовные романы, и только каждая седьмая книга является мировой классикой или произведением серьезных современных авторов.
Правда, есть и единственное светлое пятно: судя по тиражам книг и газет, изданных в прошлом году, российские издательства, видимо, преодолели падение вниз. По обоим этим направлениям отмечается небольшой рост продаж, появились и первые новые издательства и издания.
И только среди пассажиров Московского метро любители пива продолжают преобладать над читающей публикой.
отсюда