Ввиду с одной стороны страшной силы поборов и прочих унижений, а с другой – начала Реформации, на территории современных Германии. Австрии и Швейцарии в 1524-м году случился народный бунт.
Строго говоря, бунтов случилось три, вполне независимых, и в разных местах.
На юго-западе Германии, у города Бюльгенбах, под предводительством Ганса Мюллера – первое, и идеологически самое подкованное восстание.
Второе, и самое многочисленное – в центральной Германии, под руководством крестьянина Метцлера и рыцаря Герца фон Берлинихера.
И, наконец, северогерманский бунт под руководством Томаса Мюнцера.
Основная сложность в описании этой истории заключается в том, что всё-всё-всё смешалось в доме Облонских. Т.е. крестьянская война, конечно, никакая не крестьянская. И никакая она не война, там было три войны, связанных между собой только частично. Воевали в разных местах разные группы за совершенно разные, хотя, казалось бы, похожие вещи.
Общими в них было:
А) примерно один регион, т.е. это всё происходило в немецких княжествах;
Б) все они дружно подтянули себе философскую базу в виде работ Мартина Лютера;
В) все отличались крайней жестокостью, зачастую бессмысленной;
Г) все преследовали, конечно, экономические, а не религиозные цели, несмотря на их утверждения. При этом цели у каждой из трёх основных групп были свои, пересекающиеся лишь отчасти.
И, хотя продолжались они не 15 лет, как у чехов, а всего два, зажгли немцы гораздо гораздее.
С 1523-го года, католическая церковь подняла налоги, причём крайне существенно. Например, в Баварии в городе Кемптене местное аббатство подняло налоги в 20 (ДВАДЦАТЬ, Карл!!!) раз. Т.н. народ, причём, не только крестьяне, но и ремесленники, и купцы, и бедные дворяне, разумеется, с такого начали мрачно охуевать. А тут как раз начали уже ходить в народ реформаторские проповедники, последователи Мартина Лютера, говорящие, что церкви не надо платить вообще ничего.
Понятно, что на таких дрожжах началось бурное брожение, которое начало выливаться через край. Сначала 26 мая 1524 в городе Форхейме в Баварии у ратуши собрались горожане. К ним присоединились примерно 500 человек вооружённых чем попало крестьян из окрестностей. Они вместе взяли за жопу бургомистра (т.е. – мэра) города и заставили его и солдат из местного гарнизона поклясться в верности им. Посовещавшись, они приняли постановление , гласившее сделать рыбу, дичь, дрова и птицу общим достоянием, вместо трёх дней в месяц отрабатывать на феодала только один, а на духовенство вообще работать перестать. Восстание немедленно перекинулось на соседний Нюрнберг, горожане и крестьяне присоединились к восставшим из Форхейма. Маркграф Казимир Аспахский для подавления выступления был вынужден использовать кавалерию и пушки, но смог разогнать неорганизованных крестьян. Разогнав, быстренько перевешал зачинщиков, и решил, что дело в шляпе.
Хуй угадал, это было только начало, маленький уголёк, пожар от которого выжег всю центральную Европу.
Только задавили выступление в южной Баварии – немедленно случился бунт в Штюлингене, в центральной части Германии. Там бывший солдат Ганс Мюллер собрал жителей города и крестьян из окресностей, которые дружно отказались платить феодалам и работать на них (заметьте разницу с требованиями Форхейма и Нюрнберга, протест начал радикализовываться на глазах!).
Рядом со Штюлингеном, в Вальдсгуте, крестьяне с горожанами отказались платить подати и повиноваться кому бы то ни было кроме лично императора. Важно отметить, что это случилось совершенно независимо и параллельно событиям в Штюлингене.
Власти начинают что-то подозревать, и Швабский союз князей, совместно с австрийскими князьями, принимают обращение к крестьянам, призывающее их сложить оружие, и собирают комиссию по рассмотрению крестьянских требований. Увы, поздно пить боржоми, когда почки отвалились - и послание, и комиссию восставшие просто проигнорировали.
Восстание продолжало нарастать как снежный ком. К концу года в Швабию прибывает Томас Мюнцер, проповедник-протестант, с группой учеников, и примыкает к восставшим. Мюнцер пишет т.н. «Статейное письмо», где постулировалось, что все люди должны объединиться в христианское братство, а все подати и налоги надо немедленно отменить. Радикализация протеста продолжилась.
В 1525 году восстание начинается и в Альгау.
В Кемтене аббат, чуя, чем дело пахнет, сам собрал комиссию для разбора крестьянских жалоб. Однако, реально она ничего не делала, просто тянула время, пока феодалы и духовенство вооружались. Крестьяне это отлично видели, и собрались в т.н. «Христианский союз», который принял в качестве программы документ, ставший основным документом всего восстания - «Основательные и истинные главные статьи, в которых считают себя обиженными все поселяне и сельские работники духовных и мирских начальств». Плюс к тому они приняли уже наступательную доктрину, объединившись в несколько боевых отрядов для борьбы с феодалами.
Швабский союз в свою очередь собирал силы для уничтожения восставших. При этом с обоих сторон неслись заверения в желании решить всё мирно и договориться. Однако реально феодалы договариваться не собирались – пока шла переписка, работали комиссии и т.д., восставшие бодро жгли их замки и владения, убивали их слуг, насиловали жён и резали детей. Это, мягко говоря, не способствовало мирному процессу, и в начале апреля лидер Швабского союза князей Трухзес фон Вальдбург таки напал на восставших, пытавшихся договориться о мирном соглашении. В течении апреля в Верхней Швабии восстание было утоплено в крови – феодалы не стеснялись в средствах и никого не жалели, во-первых, чтобы показать остальным, что восстание – это очень плохо и очень больно, а во вторых мстили за свои замки и владения.
Однако феодалы опять опоздали, на этом этапе уже и это не помогло – к середине года уже вся Франкония была охвачена восстанием. Во Франконии лидером восстания был Флориан Гайер, как ни странно, рыцарь. Он возглавлял т.н. «Чёрный отряд», состоявший из рыцарей-наёмников и примерно 600 человек вооружённых крестьян, которых он лично учил бою и тактике действий в составе отряда. Возник отряд в Ротенбурге, откуда, пройдя огнём и мечом по Франконии, перешёл в Швабию, где разграбил и сжёг множество замков и монастырей, обратив на себя внимание Швабского союза, упоминавшегося выше. Как всегда – это всё были довольно рыхлые формирования, где у всех были разные цели и задачи. Например, один из предводителей крестьян, Жаклин Рорбах, взял и перебил 50 захваченных в Швабии в плен рыцарей. Гайер и его рыцари такого хода вообще не поняли. Не от сострадания – просто за каждого рыцаря можно получить хороший выкуп, зачем же их убивать? Решив, что дальше иметь дел с идиотами не следует, Гайер и его рыцари отделились от крестьян, и вернулись во Франконию. Лидер Швабского союза, Трухзес фон Вальдбург, тоже крайне обиделся на такое поведение бойцов чёрного отряда, и развернул свои силы против них. Поскольку опытных рыцарей с ними уже не было, к концу лета крестьян перебили, а самого Рорбаха поймали и сожгли заживо (да, тогда все были очень, очень добрые).
В битве при Ингольштадте во Франконии, где встретились повстанцы Чёрного отряда и войска Швабского союза, восставших разбили наголову. Всех крестьян перебили.
Гайер вскоре погиб, попав в засаду, которую организовал его родственник, Вильгельм Грумбах, охуевавший от того, что творил Гайер и его люди.
В итоге в Швабии и Франконии отряды повстанцев потерпели поражение в основном из-за собственной неспособности договориться между собой и недостатка организации. Ну и плюс крайне разношёрстный состав, где разные слои населения преследовали разные цели.
В Тюрингии же третий очаг восстания возглавил приехавший раньше в Швабию Томас Мюнцер. Здесь восстание несколько отличалось от швабского и франконского – требования Мюнцера были в большей степени теократические, связанные с реформированием церкви и возвращением к ранним формам христианства. Собрав свои отряды численностью примерно 8000 человек, он встретил швабских и франконских рыцарей при Франкенгаузене, где состоялась решающая битва. Крестьян, плохо вооружённых, необученных и не имевших кавалерии, немецкие рыцари и их наёмные отряды разбили довольно легко. Опять же – никого не пощадили, пленных не было. Мюнцер бежал с поля битвы, но впоследствии его схватили, пытали и убили.
На этом два года и сто тысяч трупов спустя Крестьянская война в Германии закончилась.